Уницикл. Как выбирал и как учился. /Виталий Белов/

Прошло чуть более 5 недель, как у меня появился уницикл. За это время я проехал без малого 400 км, довольно уверенно научился держаться в седле, а вот забраться в седло с первого раза получается не всегда, особенно на неровной поверхности и после перерыва в катании. 

Ровно за 3 недели и 33 часа наката я научился ездить так, что смог в первый раз поехать на уницикле на работу. Доехал удачно, а вот обратный путь показался просто каким-то адом. Впечатления по горячим следам от той приснопамятной поездки живут в Страве: https://www.strava.com/activities/1975871262 

Если сравнивать уницикл с моноколесом, которое я тоже освоил в этом году, то на моноколесе мне хватило 3 дней, а на 4-ый я уже поехал на нём на работу. Скорости и удобство движения на моноколесе не идут ни в какое сравнение с тем, что вас ждёт на уницикле - это с одной стороны. С другой - моноколесо не подарит вам и половины тех эмоций и даже десятой части той физической формы, которую способен подарить уницикл. А ещё, в холод на моноколесе холодно, а на уницикле - тепло :) 

Как выбирал 

Как я сейчас понимаю, мне достался очень грамотный уницикл от Kris Holm на 29-ом колесе с шатунами 150 мм. Этот уник позиционируется, как muni - mountain unicycle - кросс-кантрийный уницикл с крепким и широким ободом, крепкой рамой, широкой покрышкой, длинными шатунами и широкими цепкими педалями-топталками. В раму входит покрышка шириной до 3.0 дюймов, позволяя превратить уницикл в популярный нынче формат 29+. 

Почему именно 29-ое колесо? Во-первых, потому что Володя Беляев сказал (за что ему большое спасибо), что начиная с этого диаметра уницикл вполне может восприниматься как вид транспорта с соответствующими скоростями. Во-вторых, потому что я по опыту знал как на зимних тротуарах ведёт себя 29-ое колесо против 26-го (выигрывает вчистую). Я изначально планировал, что буду кататься на уницикле в том числе и зимой, по снегу. Да и весь мой опыт подсказывал, что гораздо интересней ездить там, где нет асфальтовых дорог. Следовательно, кантрийный уник, благодаря своей универсальности, не даст позабыть романтику просёлочных, лесных и полевых дорожек и тропинок, столь близкую для каждого кантрилы. 

29-колесо и 150-ые шатуны позволяют держать крейсерскую скорость около 11 км/ч при каденсе около 90 об/мин. При небольших ускорениях скорость доходит до 13-14 км/ч. Для езды по городу этого вполне достаточно. Предполагаю, что со временем придётся посмотреть в сторону планетарных уни-втулок, которых мало, но они есть, хотя и очень дорогие.

Тормоза на моём уницикле нет. Как показала практика, для езды по городу он и не нужен. Все рыбинские подъёмы и спуски едутся без тормоза. Если тормоз понадобится, на раме есть крепления как под ободной, так и под дисковый.

Как учился 

Диаметр колеса оказался очень важен с точки зрения специфики обучения. Именно отталкиваясь от диаметра своего колеса, я путём проб и ошибок построил учебный процесс. Сильно помогли советы бывалых унициклистов. 

Сейчас, с высоты полученного опыта, видны ошибки и то, что можно было бы улучшить, но в целом алгоритм обучения получился рабочим. 

Практика показала, что в уницикле вообще нет мелочей: сменил покрышку, будь готов, что какой-то важный навык, на который в своё время было угрохано время, отвалится и его придётся восстанавливать. Да что там новая покрышка... Изменил давление в уже прикатанной - всё, жди беды (теперь я всегда вожу с собой карманный насос). Решил поехать в другой обуви - аналогично. Изменилось освещение на улице - и снова здравствуй учебный процесс. Я уже не говорю про дорожное покрытие, ветер или общефизическое состояние. Влияет решительно всё. 

Возможно, вы спросите: 
- Есть ли свет в конце тоннеля, дядя? 
Я отвечу: 
- Свет есть. Я его уже почти вижу :) Радует, что с опытом влияние всех перечисленных выше факторов чувствуется не так остро. 

Попутно с тренировками я курил тему на форуме унициклистов: Кто как учится (http://unicycles.ru/viewtopic.php?f=3&t=4114&..). За наводку спасибо Олегу Тетерину. Понаписано там целых 74 страницы. Интересного много. Я учился, читал тему, смотрел видео и снова учился. В итоге, научился я даже раньше, чем всё прочитал. 

Итак, алгоритм укрощения 29-го колеса 

0. Пункт-хак: достаём уницикл с маленьким колесом и широкой покрышкой (в интернете рекомендуют 19-20 дюймов). Учимся кататься на нём, а потом достаточно плавно (говорят, что обычно так и бывает) пересаживаемся на 29-ый. 

Остальные пункты для тех, кто не хочет менять 29-ое колесо на что-то ещё даже на этапе обучения. Так было со мной. 

1. Полностью забиваем на защиту. 

29-ое колесо оказалось совсем не вертлявым. Педалью по голени за всё время я получил только 2 раза: первый раз - в первый день, когда попытался овладеть унициклом нахрапом, с силой нажимая на педали; второй раз - при возвращении с работы домой, пытаясь забраться в седло на разбитой улице почти в кромешной темноте.

Неконтролируемо упал с уницикла я всего 1 раз - в первый день, когда забрался на уник в узком коридоре и попытался покататься вперёд/назад вдоль стен. Все падения на открытом пространстве были контролируемыми. Ну как падения? Уницикл всегда оставался позади, а я по инерции продолжал двигаться вперёд на своих ногах. 

2. Берём свой 29-ый уник и выставляем высоту седла, как на велосипеде, а затем опускаем седло на 4-5 см. 

Это сильно поможет на этапе обучения. Особенно, когда вы будете учиться маунту (англ. mount - устанавливать, монтировать; mount a horse - садиться на лошадь). После этапа обучения седло можно будет постепенно поднять на необходимую высоту. 

3. Подбираем правильную покрышку. Следим, чтобы её профиль был как можно ближе к идеальной окружности. 

Этот шаг я бы обязательно проделал в самом начале, если бы знал, что это настолько важно. Дело в том, что мне достался Maxxis Ardent 2.4. Если посмотреть на его профиль, то видно, что крайние ряды шипов заметно выступают. Из-за этого, когда я учился поворачивать, мне пришлось долго ловить момент и скорость при которой и не падаешь и поворачиваешь. Но это не самое страшное. Я научился. Самым страшным было то, что на покрышке с выступающими крайними рядами шипов очень сложно ездить по наклонным тротуарам и различным неровностям - боковые шипы сразу же наклоняют уницикл влево или вправо из-за чего сильно теряется управляемость и приходится лишний раз напрягаться. От постоянного напряжения сильно устаешь.

Со временем Ardent я заменил на шиповку Schwalbe Ice Spiker и обнаружил, что по прямой неровной дороге в отличии от Ardent'а она едет гораздо более послушно, но повороты с малым радиусом на ней просто неосуществимы. Всё дело было в том, что крайние ряды шипов в Ice Spiker'е заметно отстоят от средних из-за чего при наклоне уницикла в повороте управляемость теряется, когда покрышка катится по асфальту той частью, где нет ряда шипов.

После шиповки я поставил Continental RaceKing, и жизнь наладилась: предсказуемые повороты, послушная езда по неровностям. Сразу же поддались многие дорожки и тропинки, которые до этого выглядели совершенно неприступными. 

Сейчас я смотрю в сторону Maxxis Chronicle 3.0, а Ardent и Ice Spiker продаю: https://shop.saintcroix.ru 

4. Подбираем давление в покрышке так, чтобы уник одновременно и рулился (нельзя сильно спускать колесо) и не был сильно вертлявым (нельзя сильно накачивать). 

Для себя я остановился на давлении 1.75 атм. Мой вес - 73 кг, а ширина текущей покрышки 2.2 дюйма. На ободе с внутренней шириной 38 мм, ширина покрышки составляет 61 мм. 

5. Морально готовимся посвятить обучению как минимум 2 недели. Спасибо Андрею Степанову

Этого должно хватить, чтобы построить нейросеть в вашем головном мозге и научить его на автомате взаимодействовать со спинным мозгом. Говоря более доступно, этого времени должно хватить, чтобы вы худо-бедно поехали.

Обучение езде на уницикле - тот случай, когда количество постепенно переходит в качество. Форсирование, с большой долей вероятности, ни к чему хорошему не приведёт. 

6. Ориентируемся на одну тренировку в день продолжительностью 40-60 минут. 

Как в тренировочном процессе вообще, так и при обучении езде на уницикле важна регулярность. Мой опыт и опыт других унициклистов подсказывает, что важна не столько длительность отдельной тренировки, сколько количество тренировок. По желанию, к утренней тренировке можно добавить вечернюю. Выхлоп будет гораздо более сильным, чем если вы упоретесь двойной дозой на единственной тренировке за день. 

Дело тут в том, что мозгу нужно время, чтобы всё, что вы ему покажете из совершенно нового, улеглось. Для кого-то хорошо себя показали периодические перерывы в тренировках на 1 день. 

6. Находим ровную и достаточно длинную площадку, чтобы сбоку был забор. 

Я тренировался на баскетбольной площадке с прорезиненным покрытием. Прорезиненное покрытие смягчало падения уницикла, а забор помогал мне быстро забираться в седло и держать равновесие, чтобы исключить слишком частые спешивания.

Преимущество забора перед стеной в том, что от него можно как отталкиваться, если вы начнёте заваливаться в сторону забора, так и подтягивать себя к нему, если вы начнёте заваливаться в другую сторону.

Для 29-го колеса нужна достаточно длинная площадка. Важно, чтобы за проезд в одну сторону вы могли совершить как можно больше полных оборотов педалей. Так обучение пойдёт быстрее. 

7. Сначала учимся ездить по прямой, потом будет всё остальное. Спасибо Володе Беляеву.

Маунт на 29-ый уницикл - довольно затратный процесс, т.к. педали расположены высоко над зёмлей. Многие сходятся во мнении, что если бы они начали учиться езде на большом колесе с маунта, высока вероятность, что они так ничему бы и не научились.

8. При езде НЕ держимся руками за хваталку седла. Это поможет изначально ровно сидеть в седле, а так же ездить вдоль забора в обе стороны, не меняя руки на седле, что сильно ускорит процесс обучения. 

9. Стараемся именно сидеть на седле, а не стоять на ногах.

Благодаря этому ноги не будут быстро закисляться, а значит в седле вы сможете проводить гораздо больше времени уже на начальном этапе. 

10. Ездим вдоль забора в обе стороны. Разворачиваемся не спешиваясь, чтобы повысить продуктивность тренировки. 

11. Пробуем проехать вдоль забора, не держась за забор. Ездим в обе стороны.

12. Учимся стартовать от забора под разными углами. Сначала под острыми, а потом и под 90 градусов. Попутно учимся спешиваться и ловить уницикл, чтобы он не падал. 

13. Учимся поворачивать. Наворачиваем по площадке круги, как по, так и против часовой стрелки. Как и на велике, мне почему-то легче давался поворот налево. 

14. Выходим на открытое пространство с большим количеством столбов, которые помогут забираться на уницикл. Накатываем необходимые часы, чтобы уверенно давался старт и выписывались восьмёрки. Попутно привыкаем к пешеходам и к асфальту.

15. Учимся держаться за хваталку седла. Ездим по прямой, пишем круги и восьмёрки.

Без этого скила никуда на неровном и нетвёрдом покрытии. Так же, этот скил сильно пригодится при маунте на неровном или нетвёрдом покрытии, чтобы направить уницикл в нужную сторону. 

16. Учимся маунту без столбов и заборов. 

В интернете советуют учиться маунту от бордюра. У меня такой метод не пошёл. Мне инстинктивно хотелось, чтобы колесо могло немного двигаться назад, а шоколадная нога находилась как можно ближе к земле. Я учился маунту на еле заметном холмике, скатываясь с него вниз. 

Для меня лучше всего сработал следующий алгоритм: 
а) ищем свою шоколадную ногу - у меня левая (если вы катаете на скейте или на сноуборде, шоколадная нога у вас будет первой, а на уницикле при маунте она будет стоять на земле, и именно ей вы будете отталкиваться), 
б) ищем небольшой холмик, который на начальном этапе поможет вам добиться того, чтобы при маунте уницикл не откатывался назад, когда вы инстинктивно давите на педаль не шоколадной ногой, 
в) встаём на вершину холмика, шоколадная нога на земле, не шоколадная - на ближней педали, находящейся на 8-9 часов, 
г) рука - на хваталке седла (у меня это левая рука), 
д) плавно перекатываясь с пятки на носок, нежно, но достаточно сильно отталкиваемся от земли шоколадной ногой, 
е) корпус держим ровно, немного наклоняясь вперёд, 
ж) всем весом стараемся давить на седло, а не на педаль, 
з) попадаем шоколадной ногой на педаль и стараемся на неё сразу же плавно нажать, пока сила инерции двигающая наше тело вперёд не пропала.

Криво поставленную на педаль шоколадную ногу можно не останавливаясь поправить, когда педаль находится в районе 6 часов. Криво положенную на седло пятую точку можно поправить, перенося вес на руку, которой вы держитесь за хваталку седла.

17. Практикуем маунт на ровной поверхности. 

18. Практикуем маунт в небольшую горку. 

19. Катаем по району. Выезжаем на не очень сильно убитый асфальт. Учимся отрабатывать мелкие неровности.

20. Штурмуем асфальтовые горки и асфальтовые спуски. 

21. Выезжаем на грунт. С ямками, камнями, корнями и прочими кантрийными радостями. За грунтовые советы спасибо Андрею Чельцову

На неровностях не отрываем руку от хваталки, а второй балансируем в воздухе, как собака хвостом. 

При штурме неровностей стараемся переносить вес на ноги, чуть отрываясь от седла. Неровности при этом пролетают на удивление незаметно, главное - не мешать колесу катиться. 

При съезде с бордюров тоже переносим вес на ноги и не забываем крутить. Съезжать с бордюров достаточно легко. 

При заезде на бордюры переносим вес на ноги и немного назад, чтобы при столкновении колеса с бордюром не пробить покрышку до обода и не улететь вперёд. Так можно заезжать только на достаточно низкие бордюры. На высокие нужно запрыгивать. 

22. Не торопимся менять свои длинные 150-ые шатуны в погоне за скоростью. С длинными шатунами проще контролировать уник, особенно на пересечённой местности. 

23. Гоняем и получаем от этого удовольствие, наблюдая, как непроезжаемых дорожек и тропинок становится всё меньше и меньше. 

Далее смотрим в сторону T-bar'а, прыжков, айдлинга, езды назад, трек-стенда и прочих радостей продвинутого катания, чтобы не спешиваться вообще никогда.

***

Возможно, вы спросите: 
- Ты совсем с ума сошёл? Зачем тебе этот уник? 
Отвечу: 
- Нет, не сошёл. Чем меньше колёс, тем острее ощущения от катания. Ну и приведу цитату из чьей-то подписи на уни-форуме: "Радость от катания обратно пропорциональна количеству колёс". Пожалуй, соглашусь. 

Бонус: мало того, что зимой на уницикле ничуть не холодно, но и совсем не скучно ;)

Автор статьи Виталий Белов

https://vk.com/saintcroix